Для облегчения проворачивания
коленчатого вала при запуске на некоторых дизелях применяют декомпрессионные
механизмы. Принцип их работы состоит в снижении давления в цилиндрах при
сжатии путем сообщения полостей цилиндров с атмосферой (декомпрессирования).
При декомпрессированных цилиндрах воздух в них практически не
подвергается сжатию, а следовательно, и не оказывает значительного
сопротивления перемещению поршней, что облегчает проворачивание коленчатого
вала.
Предварительное проворачивание коленчатого вала при
запуске дизеля позволяет подать смазку на трущиеся поверхности двигателя и тем
самым облегчить последующий запуск. При этом снижаются потери на трение, уменьшается
износ цилиндров, поршней и подшипников коленчатого вала, улучшается уплотнение
поршней в цилиндрах.
Декомпрессирование в дизелях осуществляется путем
воздействия на клапаны механизма газораспределения.
Декомпрессионный механизм при включении открывает
отдельно впускные клапаны или впускные и выпускные вместе и удерживает их в открытом положении на протяжении
всего цикла. После предварительного прокручивания коленчатого вала, в
результате которого смазка подается на трущиеся поверхности двигателя,
декомпрессионный механизм выключается (компрессия в цилиндрах снова
восстанавливается), при последующем проворачивании коленчатого вала в цилиндры
подается топливо и дизель запускается.
На отечественных дизелях
применяют различные схемы декомпрессионных механизмов: с подъемом толкателей
декомпрессионными валиками; с поворотом коромысел декомпрессионным валиком и
специальной штангой; с воздействием на коромысла декомпрессионного валика непосредственно
или через нажимной болт.
Декомпрессионный механизм с подъемом толкателей
декомпрессионными валиками работает так (рис. 31, а). Когда рычаг сблокированного
управления декомпрессионными валиками поворачивают вниз, лыски на валиках /
уходят в сторону, а толкатели 2 приподнимаются на цилиндрических поверхностях этих валиков и зависают. Движением толкателя 2 вверх усилие передается к
штанге, коромыслу и клапану, в результате чего клапан открывается и
удерживается в этом положении. При выключении такого декомпрессйонного
механизма валики 1 поворачиваются в положение лыской вверх; под воздействием
клапанных пружин закрываются клапаны, а коромысла, штанги и толкатели
возвращаются в исходное рабочее положение.
Работа декомпрессйонного
механизма с поворотом коромысла декомпрессионным валиком и специальной штангой
(рис. 31, б) протекает так. При повороте декомпрессйонного валика 1 с лысками приподнимаются штанги 5, которые через коромысла 4 воздействуют на клапаны и открывают их, преодолевая сопротивление
клапанных пружин. Пока включен декомпрессионный механизм, коромысла 4 остаются зафиксированными в повернутом к клапанам положении, при котором усилия от толкателей через основные штанги к
коромыслам не передаются.
В декомпрессионном механизме, изображенном на рисунке (31 в), декомпрессионный валик с лысками или нажимными болтами 6 расположен непосредственно над
коромыслами и клапанами. Когда декомпрессионный валик 1 установлен лысками вниз или
нажимным болтом горизонтально, коромысла находятся только под воздействием
толкателей и штанг. При повороте декомпрессйонного валика 1 его цилиндрические поверхности
или головки нажимных болтов 6 нажимают на затылочные поверхности бойков коромысел,
поворачивают коромысла и тем самым открывают клапаны, прекращая передачу усилий
к коромыслам от штанг.
Современные тракторные дизели (например, СМД-60, Д-240)
не имеют декомпрессионных механизмов. Это стало возможным с улучшением пусковых
свойств дизелей и повышением надежности их пусковых устройств.
|