Топливные фильтры очищают топливо
как путем продавливания его через специальные пористые элементы, так и методом
отстаивания.
Работает топливный фильтр так (рис. 36). Неочищенное топливо вводится с помощью подкачивающего насоса
в полость 3 корпуса 2 фильтра
через подводящий топливный капал 1. Скорость протекания
топлива через расширенную внутреннюю полость фильтра
замедляется, вследствие чего вода и тяжелые механические примеси осаждаются на дно корпуса фильтра.
Топливо же проходит через поры фильтрующего элемента 4 и
очищается от примесей, которые
по размерам не могут пройти через фильтрующие
поры.
Выделенные из топлива примеси остаются на наружной поверхности
фильтрующего элемента, а очищенное топливо через отверстия в крышке 5 поступает
к отводящему топливному каналу 6.
Рис. 36. Пластинчатые
топливные фильтры:
а — схема работы: б и в — пластинчатые фильтрующие элементы: 1
— подводящий топливный канал; 2 — корпус; 3 — внутренняя полость
фильтра: 4 - фильтрующий элемент; 5 — крышка корпуса; 6 — отводящий
топливный канал; 7 - латунные кольца с отверстиями и выступами; 8 — выступы на пластинах. 9 — отверстия для прохождения топлива; 10 — круглая пластинка; 11 —
звездообразная пластинка. Рис. 37. Фильтр ФГ-1 грубой очистки топлива дизелей:
1 и 2 — полые болты; 3 — крышка; 4 — распределитель;
5 — фильтрующий элемент; 6 — стакан; 7 — успокоитель; А, Б и
В — полости.
Различают топливные фильтры грубой и тонкой очистки.
Фильтры грубой
очистки топлива предназначены
для выделения из топлива механических примесей размером 0,05...0,07 мм. Их
фильтрующий элемент состоит из набора латунных пластинок(пластинчатый) или
выполняется сетчатым. Наборы пластинок могут
выполняться в виде колец с выступами и отверстиями, высота которых 0,05 мм (рис. 36, б). На рисунке 36, в показаны круглые 10 и
звездообразные 11 пластинки, из которых также комплектуется фильтрующий
элемент грубой очистки. Пластинки нанизываются на шестигранный стержень
поочередно: круглая, звездообразная и т. д. Звездообразные пластинки имеют
толщину 0,05...0,07 мм, следовательно, таким же будет расстояние по высоте
между двумя соседними круглыми пластинками. Топливо здесь фильтруется, проходя
через щели между пластинками. Сетчатый фильтр грубой очистки (ФГ-1), показан на рис. 37, он работает следующим образом. Топливо, засасываемое подкачивающей
помпой из топливного бака, поступает в фильтр через полый болт 1.
Рис. 38. Схемы работы топливных фильтрующих элементов:
а — керамического; 1
— подводящий топливный канал; 2 — крышка корпуса; 3 — отводящий
топливный канал; 4 — керамический фильтрующий элемент' 5 — корпус
фильтра;
б — из хлопчатобумажной пряжи; 1 — подводящий топливный
канал; 2 — отводящий топливный канал; 3 — крышка корпуса 4 –крышка корпуса
5 - стержень; 6 - сетчатая трубка; 7 - фильтровальная бумага. 8
— плита;
в — бумажного; 1 — отводящий топливный канал; 2 — манометр;
3 - верхняя крышка; 4 — корпус; 5 — картонный цилиндр; 6 — нижняя
крышка; 7 — штора; 8 — подводящий топливный канал. Топливо же заполняет
полость Б, проходит сетку фильтрующего элемента 5 (размер ячейки
0,1 х 0,1 мм) и выводится через полый
болт 2.
Примеси в топливе, находящиеся в полости Б, осаждаются
на конусную поверхность успокоителя 7 и затем попадают в полость В, являющуюся
для них ловушкой. При колебаниях трактора и вибрации его двигателя успокоитель
7 ограничивает взбалтывание примесей в полости В и их попадание в
полость Б.
Фильтрующие элементы с круглыми и звездообразными
пластинками, а также сетчатые находят широкое применение в фильтрах грубой
очистки дизельных двигателей.
В качестве фильтров тонкой очистки топлива применяют:
на дизельных двигателях — катушки из хлопчатобумажной пряжи или бумажные
элементы, на карбюраторных двигателях — пористые керамические или сетчатые
элементы (рис. 38, а). Такие фильтры очищают топливо от частичек,
имеющих размеры более 2 мкм.
Фильтрующий элемент из хлопчатобумажной пряжи изготовляют в
виде катушки (рис. 38, б): сетчатую трубку 6 обертывают фильтровальной
бумагой 7, на которую перекрестной навивкой наматывают хлопчатобумажную пряжу.
При установке такого элемента в корпус фильтра его надевают на стержень 5
квадратного сечения. Пружина на стержне уплотняет торцевые поверхности
фильтрующего элемента.
Через подводящий канал 1 топливо поступает в корпус 4 и
под давлением, создаваемым подкачивающей помпой, проходит через поры
хлопчатобумажной пряжи и фильтровальной бумаги. Очищенное топливо поступает в
отводящий канал 2.
Бумажный фильтрующий элемент (рис. 38, в) состоит из
шторы 7, выполненной из специальной бумаги в виде гармошки. Штора помещается в
картонный цилиндр 5 с отверстиями для прохода топлива. С торцов
фильтрующий элемент плотно закрывается крышками: нижняя крышка 6 глухая,
верхняя с отверстиями для прохода топлива.
При фильтрации топливо нагнетается подкачивающей помпой во
внутреннюю полость корпуса 4, откуда оно проходит через отверстия
картонного цилиндра 5 и далее через поры шторы 7. Профильтрованное
топливо поступает в отводящий канал /.
Число фильтрующих элементов в фильтре тонкой очистки
дизельного двигателя зависит от часового расхода топлива двигателя. Чем он
больше, тем большую пропускную способность должен иметь топливный фильтр и,
следовательно, большее количество фильтрующих элементов должно быть подключено
на параллельную работу.
Для контроля работы топливного фильтра тонкой очистки и
подкачивающей помпы в систему питания некоторых дизельных двигателей вводят
манометр 2. Его подключают к отводящему топливному каналу 1 фильтра
тонкой очистки (рис. 38, б). Давление ниже 0,04 МПа указывает на засоренность
фильтрующих элементов или неисправность подкачивающей помпы. Если давление
превышает 0,12 МПа,
то фильтр пропускает
неочищенное топливо в отводящий топливный канал вследствие не герметичности установки фильтрующих элементов или образования прорыва на их
рабочих поверхностях. Очистка воздуха, способы очистки
|