§ 1. ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЯ
На тракторах МТЗ-80, МТЗ-82 (МТЗ-80Л, МТЗ-82Л) установлен четы-рехцилиндровый четырехтактный дизель номинальной мощностью 59 кВт (80 л. с.) Д-240 с электростартером (Д-240Л с пусковым двигателем). На рисунке 1 показан общий вид дизеля Д-240.
В дизеле применена неразделенная камера сгорания с объемно-пленочным смесеобразованием (рис. 2). Одна часть впрыснутого топлива распыливается в объеме камеры сгорания, а другая — растекается по ее поверхности, образуя тонкую пленку. Первая часть топлива интенсивно перемешивается с потоком сжатого нагревшегося воздуха, активно испаряется и сгорает — происходит процесс так называемого предварительного воспламенения топлива. Камере сгорания придана шатровая форма, которая способствует созданию завихрений воздушного потока и лучшему перемешиванию топлива и воздуха. Вторая часть топлива (в виде пленки) испаряется, нагреваясь от стенки камеры сгорания и потока сжатого нагревшегося воздуха (последующее воспламенение топлива). Постепенно развивающийся процесс сгорания топлива создает условия для экономичной и, как говорят, мягкой работы дизеля, которая харак¬теризуется плавно нарастающими нагрузками на кривошипно-шатунный механизм.
Как и всякий дизель, двигатель Д-240 (Д-240Л) состоит из криво-шипно-шатунного и газораспределительного механизмов и систем: смазочной, охлаждения, питания и пуска.
Кривошипно-шатунный механизм служит для преобразования
прямолинейного возвратно-поступательного движения поршня во вращательное
движение коленчатого вала.
Механизм газораспределения предназначен для впуска в
цилиндр порции воздуха и выпуска из него отработавших газов в строго определенные
моменты и промежутки времени.
Смазочная система служит для подвода смазочных
материалов к трущимся деталям с целью уменьшения трения между ними, а также
частичного отбора тепла.
Система охлаждения необходима для поддержания
нормального теплового режима дизеля. В дизелях применяется жидкостная, обычно
водяная, система охлаждения.
Система питания предназначена для точно
дозированной и своевременной подачи топлива, а также воздуха в цилиндры дизеля
и их тщательной фильтрации.
Система пуска служит для пуска дизеля.
На рисунке 3, а, б показаны разрезы дизеля Д-240 (Д-240Л), которые позволяют ознакомиться с его общим устройством.
Рис. 2. Схема камеры сгорания: 1 — форсунка; 2 — головка
блока; 3 — гильза; 4 — поршень; 5 — камера сгорания.
§ 2. БЛОК ЦИЛИНДРОВ, ГОЛОВКА ЦИЛИНДРОВ, КАРТЕР
Блок цилиндров (рис. 4) —основная деталь корпуса дизеля и представляет собой жесткую отливку из серого чугуна. На блоке и внутри его монтируются механизмы, сборочные единицы и детали дизеля, для крепления которых предусмотрены отверстия, плоскости и посадочные места.
В вертикальных расточках блока установлено четыре гильзы цилиндров 12, уплотняемых в нижней части внутренней горизонтальной перегородки резиновыми кольцами 11. В осевом направлении гильзы фиксируются буртами в расточках верхней плиты блока цилиндров. Гильзы отлиты из легированного чугуна. Основные легирующие элементы (хром, медь, никель, сурьма) значительно повышают сопротивляе¬мость рабочих поверхностей гильзы износу, улучшают ее антифрик¬ционные свойства, повышают коррозийную стойкость. Внутренняя по¬верхность гильзы (зеркало цилиндра) закалке не подвергается.
Три поперечные вертикальные перегородки с окнами делят верхнюю часть блока на четыре полости, по которым циркулирует охлаждающая жидкость, подаваемая в каждую полость из бокового водяного канала через отверстия против каждой гильзы цилиндров. Объем между стенками блока и гильзами служит водяной рубашкой, которая через отверстия в верхней плите блока и прокладке соединяется с водяной рубашкой головки цилиндров. Стенки блока цилиндров выполнены в виде арок> опирающихся на межцилиндровые перегородки, благодаря чему вокруг гильзы по всему периметру образуется водяная рубашка равномерной толщины и снижается температурный перепад по окружности гильзы цилиндров.
В трех вертикальных перегородках, а также в передней и задней стенках блока сделаны так называемые постели для коренных подшипников коленчатого вала. Они закрыты крышками 8, каждая из которых прикреплена к блоку болтами 10. Для стабилизации усилия затяжки крышек постелей под головки болтов 10 установлены закале¬ные цилиндрические шайбы. Постели коренных подшипников расточены совместно с крышками 8 с большой точностью, поэтому замена крышек, а также перестановка их с одного блока на другой не допускаются. Крышки в блоке цилиндров установлены по точно обработанным боковым плоскостям с небольшим натягом, обеспечивающим правильную их посадку и исключающим перекосы. Чтобы предотвратить неправильную установку крышек коренных подшипников, расстояния от оси расточки постелей коренных подшипников
до отверстий под болты 10 в крышках делают различными.
Вверху и справа картерной части
блока, в передней и задней стенках и средней перегородке в бобышках расточены
отверстия для втулок распределительного вала. Эти втулки растачивают после запрессовки
в блок цилиндров.
В блоке цилиндров сделан
продольный масляный канал, от которого по поперечным наклонным каналам масло
подводится к каждому коренному подшипнику ко всем опорным шейкам
распределительного вала. Продольный канал соединен с масляным фильтром через
сверленный горизонтальный поперечный канал, проходящий в средней вертикальной
перегородке над третьим коренным подшипником. Канал в средней вертикальной
перегородке соединяет масляный фильтр с масляным насосом.
Правая наружная стенка блока
колонного типа. В сверлениях вертикальных колонн установлены штанги толкателей,
которые своим нижним сферическим концом упираются в толкатели, скользящие в
обработанных отверстиях расширенной части колонн.
В зависимости от типа пускового устройства позади блока
цилиндров устанавливают один из двух видов заднего
листа 6,отличающихся друг от друга
координатами и размерами центрирующего отверстия. Стенка заднего листа имеет
резьбовое отверстие, куда ввернут специальный винт (щуп) для установки начала
подачи топлива в первый цилиндр дизеля. Через отверстие в середине заднего
листа, проходит фланец коленчатого вала для крепления маховика. Цилиндрическая
поверхность этого фланца и каркасная манжета обеспечивают заднее уплотнение
коленчатого вала. К наружным отверстиям листа крепится корпус сцепления,
центрируемый двумя штифтами, которые запрессованы в фланец корпуса.
Спереди к блоку цилиндров
прикреплены болтами щит распределения 13, Изготовленный из листового
проката, и крышка распределения 14, отлитая из серого чугуна.
Совместное центрирование их осуществляется двумя штифтами, запрессованными в
переднюю стенку блока цилиндров. Точно обработанные отверстия в щите
распределения обеспечивают правильную установку топливного и масляного
(гидроусилителя рулевого управления) насосов и правильное зацепление шестерен
привода. Центрированной установкой крышки распределения относительно блока
цилиндров достигается также точность зубчатого зацепления привода
пневмокомпрессора, привода редуктора тахомотосчетчика и переднего уплотнения
коленчатого вала. Регулируемая передняя подвеска дизеля крепится двумя болтами
к плоскому выступу в передней верхней части крышки распределения. В пространстве
между щитом и крышкой распределения находятся шестерни распределения.
Головка
цилиндров представляет
собой чугунную отливку, которая устанавливается на блок цилиндров и крепится
шестнадцатью шпильками. Гайки шпилек затягиваются динамометрическим ключом в
определенной последовательности. Между поверхностями блока и головки находится
специальная асбостальная прокладка. Внутренняя полость головки служит водяной
рубашкой. Поступающая из блока цилиндров охлаждающая жидкость направляется по
каналам к наиболее нагретым местам: перемычкам между клапанами и форсунками.
Сверху на головке цилиндров установлены клапанный механизм и крышка головки, к
которой крепятся впускной коллектор и колпак крышки с сапуном, закрывающий
клапанный механизм. В нижней части головки расположены гнезда для впускных и
выпускных клапанов. В каналы над этими гнездами запрессованы направляющие
втулки клапанов.
Картер представляет собой алюминиевую
отливку коробчатой формы, которая болтами прикреплена к блоку цилиндров и
крышке распределения. Передняя часть картера несколько углублена: здесь
располагается маслоприемник масляного насоса 5.
Установка дизеля на трактор (рис. 5) должна
обеспечивать его правильное расположение, надежное крепление и гашение вибраций
остова. Дизель, установленный на полураму трактора, сзади крепится к остову
трактора (развитым фланцем заднего листа к корпусу сцепления), спереди — к
брусу полурамы при помощи передней подвески, которая состоит из опоры 7 и
резинометаллического амортизатора 1. Амортизатор представляет собой резиновую подушку с
двумя привулканизиро-ванными пластинами, посредством которых он соединяется с
кронштейном крышки распределения 6 и передней опорой 7. Амортизатор снижает уровень
вибраций дизеля и остова трактора.
При установке дизеля на трактор с
целью уменьшения вибраций необходимо соблюдать следующие правила регулировки передней
подвески:
1) отвернуть два болта 5 крепления амортизатора к выступу кронштейна 6 крышки
распределения на 3...4 оборота;
2) затянуть болты крепления передней опоры 7
дизеля к переднему брусу трактора;
3) отпустить контргайку 3 и ввернуть регулировочный болт 4 в выступ крышки распределения
до упора в верхнюю плиту амортизатора;
4) вворачивая регулировочный болт 4 на 2...3 мм (1,5...2 оборота), сжать амортизатор, пока
его высота не составит 39...40 мм;
5) в зазор, образовавшийся между выступом
кронштейна 6
крышки
распределения и верхней плитой амортизатора /, поставить необходимое число
специальных стальных прокладок толщиной 0,5 мм;
6) отвернуть на 3...4 оборота
регулировочный болт 4 и зафиксировать его контргайкой;
7) завернуть до отказа
болты 5 крепления амортизатора к
кронштейну. В дальнейшем регулировать подвеску не требуется.
КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ