Топливный насос высокого давления
обеспечивает подачу под давлением точно отмеренных порций топлива к форсункам
цилиндров в соответствии с нагрузочным и скоростным режимами работы дизеля в
заданный момент. Такой насос должен развивать давление
12...13 МПа, а иногда и до 150 МПа. С наименьшими затруднениями такое высокое
давление можно получить насосом плунжерного (золотникового) типа. Схема
плунжерного насоса показана на рисунке 46.
Рис. 46. Схема плунжерного
насоса: 1
— плунжер: 2 — гильза; 3 —
клапан; 4 — топливопровод; 5 — впускной
канал; 6 — пружина; 7 — толкатель; 8 —
кулачок. Плунжер 1 совершает в гильзе 2 возвратно-поступательное
движение: вниз — за счет силы пружины 6, вверх — под воздействием
вращающегося кулачка 8 и толкателя 7. Топливо к насосной паре гильза —
плунжер (плунжерная пара) подводится через впускной канал 5, отводится через
обратный (нагнетательный) клапан 3 и топливопровод 4. Плунжерная пара работает так. При движении
плунжера вниз (рис. 47, а) в рабочей полости 5 гильзы 2 создается
разрежение. Нагнетательный клапан 3 закрывается, и полость 5 изолируется
от топливопровода 4. Как только плунжер открывает впускной канал 6, топливо
заполняет полость 5. При ходе плунжера 1 вверх вначале
перекрывается впускной канал 5(рис. 47, б). Затем топливо, сжимаемое в
изолированной полости 5, открывает нагнетательный клапан 3 и проходит в
топливопровод 4. Подача топлива в топливопровод продолжается до тех пор, пока винтовая кромка 9 на
плунжере не откроет перепускной канал 7 (рис. 47, в). Теперь
надплунжерная полость с давлением 30...50 МПа через канал 8 в плунжере
соединяется с перепускным каналом 7, где давление не превышает 0,1 МПа.
Давление в полости 5 резко падает, нагнетательный клапан 3 закрывается,
и подача топлива в топливопровод быстро прекращается.
Количество топлива,
подаваемого плунжерной парой Осуществляется это поворотом плунжера
посредством поводка 7 (рис. 48), в результате чего изменяется по высоте
положение винтовой кромки 6 плунжера относительно перепускного канала 2.
Так, при повороте плунжера по часовой стрелке на угол ее точка К винтовой
кромки перемещается в точку К' напротив перепускного канала. Рабочий
ход плунжера при этом уменьшается на величину h, так как перепуск топлива теперь начинается в тот момент, когда
точка К' сравняется с уровнем перепускного канала. Поворот плунжера,
изображенного на рисунке 48, против часовой стрелки приводит к запаздыванию
открытия перепускного канала, а следовательно, к увеличению хода нагнетания
плунжера и подачи топлива. Момент начала подачи топлива определяется положением торца плунжера относительно верхней кромки впускного канала. При неизменном положении деталей привода плунжера момент подачи топлива может быть изменен за счет удлинения или укорочения общей длины толкателя. При удлинении толкателя плунжер поднимается, раньше перекрывает впускной канал и начинает подачу топлива. Если толкатель укоротить, то плунжер опускается вниз, позже перекрывает впускной канал и начинает подачу. Для изменения общей длины толкателя, а следовательно, и момента подачи топлива в его корпус сверху ввертывают регулировочный болт 1 с контргайкой 2 (рис. 49).
Нагнетательный клапан (рис. 50) состоит из седла 1, которое устанавливается непосредственно на верхний торец гильзы, и собственно клапана 2. Клапан имеет коническую запорную часть 3, разгрузочный поясок 4 и направляющую часть 5 с четырьмя фрезерованными пазами 6 для прохода топлива. Сверху клапан прижимается к седлу пружиной. При увеличении давления в надплунжерной полости нагнетательный клапан 2, преодолевая сопротивление пружины, приподнимается вверх настолько, что разгрузочный поясок 4 полностью выходит из седла 1. Топливо по пазам 6 направляющей части четырьмя потоками устремляется вверх в топливопровод.
Отсасывающее действие разгрузочного пояска приводит к быстрому падению давления в топливопроводе и тем самым предотвращает распространение волн давления и повторные впрыски топлива при пониженном давлении. Разгрузка топливопровода высокого давления в момент окончания впрыска топлива может осуществляться также обратным и нагнетательным клапанами, схема которых представлена на рисунке 51.
Рис. 51. Схема обратного и нагнетательного клапанов: 1 - подводящий топливный канал; 2 — седло; 3 — нагнетательный клапан; 4 - ограничитель подъема нагнетательного клапана; 5 - топливопровод высокого давления 6 - пружина нагнетательного клапана; 7 – жиклер, 8 - обратный клапан: 9 - пружина обратного клапана. Если давление топлива со стороны подводящего топливного канала 1 отсутствует или недостаточно для преодоления силы пружины 6, то нагнетательный клапан 3 плотно прижимается к седлу 2 пружиной 6, а обратный клапан <5— к нагнетательному клапану 3 пружиной 9. При этом топливо из подводящего канала 1 в топливопровод высокого давления не проходит. Во время подачи топлива плунжером клапаны 8 и 3 поднимаются и топливо поступает в топливопровод 5.
Чтобы исключить повторные подскоки нагнетательного клапана и его нестабильную работу, давление открытия нагнетательных клапанов многоплунжерных топливных насосов должно быть не менее 1,2 МПа. Топливный насос типа ТН-8,5 X 10 представляет собой рядный многоплунжерный топливный насос. Диаметр плунжера 8,5 мм, ход плунжера 10 мм. Отдельные модификации этого топливного насоса имеют две (2ТН), четыре (4ТН) или шесть (6ТН) насосных секций и увеличенный диаметр плунжера (9 мм). Номинальная подача насосного элемента такого топливного насоса находится в пределах 32...55 г/мин (37... 65 см3/мин) при частоте вращения кулачкового валика 700...850 мин"1. Топливные насосы типа ТН выпускают Харьковский и Алтайский моторные заводы. Топливный насос УТН-5 — унифицированный четырех-секционный топливный насос с диаметром плунжера 8,5 мм и ходом плунжера 8 мм. Модификации этого топливного насоса имеют две или шесть насосных секций. Количество впрыскиваемого каждой секцией топлива регулируют поворотом плунжера относительно зубчатого венца, связанного с рейкой. Подача насосных секций при номинальной частоте вра¬щения кулачкового валика от 700 до 1250 мин-1 колеблется в пределах от 37 до 83 г/мин (39...97 см3/мин). Топливный насос УТН-5 выпускает Ногинский завод топливной аппаратуры.
|