Для облегчения проворачивания коленчатого вала при запуске на некоторых дизелях применяют декомпрессионные механизмы. Принцип их работы состоит в снижении давления в цилиндрах при сжатии путем сообщения полостей цилиндров с атмосферой (декомпрессирования). При декомпрессированных цилиндрах воздух в них практически не подвергается сжатию, а следовательно, и не оказывает значительного сопротивления перемещению поршней, что облегчает проворачивание коленчатого вала. Предварительное проворачивание коленчатого вала при запуске дизеля позволяет подать смазку на трущиеся поверхности двигателя и тем самым облегчить последующий запуск. При этом снижаются потери на трение, уменьшается износ цилиндров, поршней и подшипников коленчатого вала, улучшается уплотнение поршней в цилиндрах. Декомпрессирование в дизелях осуществляется путем воздействия на клапаны механизма газораспределения. Декомпрессионный механизм при включении открывает отдельно впускные клапаны или впускные и выпускные вместе и удерживает их в открытом положении на протяжении всего цикла.
Схемы декомпрессионных механизмов: а — с действием валика па толкатель; б — с действием валика через штангу на короткое плечо коромысла: в — с нажимом валика на длинное плечо коромысла; 1 — валик; 2 — толкатель; 3 — штанга: 4 — коромысло; 5 — штанга декомпрессионного механизма; 6 — болт (винт); 7 — контргайка. После предварительного прокручивания коленчатого вала, в результате которого смазка подается на трущиеся поверхности двигателя, декомпрессионный механизм выключается (компрессия в цилиндрах снова восстанавливается), при последующем проворачивании коленчатого вала в цилиндры подается топливо и дизель запускается. На отечественных дизелях применяют различные схемы декомпрессионных механизмов: с подъемом толкателей декомпрессионными валиками; с поворотом коромысел декомпрессионный валиком и специальной штангой; с воздействием на коромысла декомпрессионного валика непосредственно или через нажимной болт. Декомпрессионный механизм с подъемом толкателей декомпрессионными валиками работает так (рис. выше, а). Когда рычаг сблокированного управления декомпрессионными валиками поворачивают вниз, лыски на валиках 1 уходят в сторону, а толкатели 2 приподнимаются на цилиндрических поверхностях этих валиков и зависают. Движением толкателя 2 вверх усилие передается к штанге, коромыслу и клапану, в результате чего клапан открывается и удерживается в этом положении. При выключении такого декомпрессионного механизма валики / поворачиваются в положение лыской вверх; под воздействием клапанных пружин закрываются клапаны, а коромысла, штанги и толкатели возвращаются в исходное рабочее положение. Работа декомпрессионного механизма с поворотом коромысла декомпрессионным валиком и специальной штангой (рис. 31, б) протекает так. При повороте декомпрессионного валика 1 с лысками приподнимаются штанги 5, которые через коромысла 4 воздействуют на клапаны и открывают их, преодолевая сопротивление клапанных пружин. Пока включен декомпрессионный механизм, коромысла 4 остаются зафиксированными в повернутом к клапанам положении, при котором усилия от толкателей через основные штанги к коромыслам не передаются. В декомпрессионном механизме, изображенном на рисунке Б, декомпрессионный валик с лысками или нажимными болтами 6 расположен непосредственно над коромыслами и клапанами. Когда декомпрессионный валик 1 установлен лысками вниз или нажимным болтом горизонтально, коромысла находятся только под воздействием толкателей и штанг. При повороте декомпрессионного валика 1 его цилиндрические поверхности или головки нажимных болтов 6 нажимают на затылочные поверхности бойков коромысел, поворачивают коромысла и тем самым открывают клапаны, прекращая передачу усилий к коромыслам от штанг. Современные тракторные дизели (например, СМД-60, Д-240) не имеют декомпрессионных механизмов. Это стало возможным с улучшением пусковых свойств дизелей и повышением надежности их пусковых устройств. Техническое обслуживание механизма газораспределения
|