Предыдущий материал -
Высота
Мы на
космодроме!
В космосе
— очередная орбитальная станция.
С земли скоро стартует транспортный космический корабль, который должен сменить на ней экипаж.
Нас берут в этот полёт.
Мы вовремя
успели. Мощный установщик только что привез ракету с космическим кораблем из
монтажно-испытательного корпуса, где ее собирали, и медленно поднимает из
лежачего положения в стоячее. Сейчас она пустая, и это ему еще под силу.
Вот он уже поднял ее и держит
вертикально. Высота ракеты вместе с космическим кораблем на вершине
пятьдесят метров, с шестнадцатиэтажный
дом.
С четырех
сторон к ракете склонились мощные опорные
фермы. Своим пояском она повисла на них. Теперь ее не повалит никакой шквал
самого сильного ветра. Уходит установщик. Поднялись и сомкнулись, заслонив ракету,
две половинки фермы обслуживания. Она вся в балкончиках для
работы на любой
высоте. Подошли кабель-мачта и
заправочная мачта, подключив
к ракете провода и шланги.
Началась
заправка ракеты топливом, подготовка ее к полету. Это продлится долго, и мы
успеем разобраться, как она устроена.
Посмотрите на
рисунок. Ракета составная, или, как говорят, многоступенчатая. Она состоит из нескольких отдельных
секций, или самостоятельных ракет, соединенных между собой.
Четыре боковые ракеты вместе называются первой
ступенью. Средняя ракета, стоящая между ними, вторая ступень.
На ней самая маленькая
— третья ступень. На
самом верху, в голове третьей
ступени находится «полезная нагрузка» - космический корабль.
Внизу у
каждой ракеты двигатели. Они совсем не похожи на двигатели автомобиля или
тепловоза. Никакие колеса им вертеть не нужно.
Это
реактивные двигатели. Они должны толкать. Но они не похожи и на двигатели
реактивных самолетов.
Правда, и в
ракетных, и в самолетных двигателях сжигается
горючее. Но что такое горение? Это соединение горючего с окислителем
кислородом.
Так вот
самолетный двигатель работает, забирая кислород из воздуха. А ракетному
приходится работать и в атмосфере, где кислород есть, и в
космосе, где его нет. Поэтому ракета берет кислород с собой, чтобы ни от чего
не зависеть. Берет чистый кислород в жидком виде или какую-либо жидкость, в которой
содержится много кислорода. Например — азотную кислоту. И в том и в другом
случае это называется «окислитель».
Каждая
ракета, если ее разрезать, кажется внутри пустой. Как бидон. Почти все место в
ней занимают два огромных бака. В них сейчас и заливают топливо. В один бак —
горючее, например керосин или какую-либо другую горючую жидкость! В другой —
окислитель.
Пока мы
разговаривали, нашу ракету заправили топливом. Она стала раз в десять тяжелее и
весит теперь около трехсот тонн.
Вместе с
космонавтами мы поднимаемся на лифте по ферме обслуживания на самый
верх, к голове ракеты, в космический корабль. Залезаем в кабину, пристегиваемся
к креслам.
Нам из кабины
теперь ничего не видно. Но мы знаем: откинулись, как лепестки цветка,
половинки фермы обслуживания, открыли ракету. Теперь наша красавица видна
провожающим во весь свой богатырский рост.
По радио
слышны команды:
«Готовность
одна минута!..»
Сердце от
волнения стучит, точно хочет выскочить из груди.
«Ключ на
старт!..»
Это там, в
бункере, включили автоматику. Теперь, уже без участия людей, будут быстро идти
последние операции подготовки к запуску.
Голос по
радио сообщает о происходящем:
«Протяжка
один!»
Автоматика
стремительно «опрашивает» все системы ракеты, все ли в порядке. Ответы
записываются на магнитную ленту.
«Пуск!»
Мы ощутили
легкую Дрожь ракеты. Она усиливается. Запустились и начали набирать обороты
турбонасосы, которым предстоит
гнать топливо
в двигатели.
«Земля —
борт!»
Ракета чуть
дрогнула. Это отошли заправочная и кабель-мачта. Теперь только четыре опорные
фермы держат нас.
«Зажигание!»
Далеко внизу
возник шум. В камеры сгорания начало понемногу подаваться топливо. Оно
воспламенилось. Под ракетой заполоскались пока еще слабые язычки огня.
«Предварительная!»
Шум усилился.
Топливо пошло сильнее.
«Промежуточная!»
Шум перешел в
грозный рокот. Ослепительное пламя заметалось под ракетой.
Тысячами
упругих струй хлынуло топливо в камеры всех двигателей первой и второй ступеней
ракеты. Разбушевалось мощнейшее пламя. Бочка горючего сгорает за секунду! В
каждой камере образуется огромное количество горячих газов.
Им было бы
тесно даже в большом зале, а они зажаты в «бутылках», размером в несколько
ведер каждая. Чудовищная теснота! А топливо все продолжает поступать. Сжатые
до предела газы готовы разорвать камеры в клочки, как взрывчатка рвет бомбу!
Но камеры прочные, не разорвешь. Зато внизу каждой оставлено отверстие. Это
сопла двигателей. С чудовищной силой, с бешеной скоростью вырываются
раскаленные газы через эти отверстия наружу, на простор. И, вылетая пламенем
из сопел вниз, к земле, толкают ракету вверх, к небу.
«Подъем!»
Двигатели
развили полную мощность, сообща приналегли и... подняли ракету, оторвали ее
от опорных ферм. Они мгновенно откинулись, освободив путь ракете. Изрыгая
бушующее, грохочущее пламя, она пошла вверх, постепенно наращивая скорость.
Откуда все же
такая мощь у ракетных двигателей по сравнению с самолетными того же размера? Дело в том, что
самолетные строятся с большим запасом прочности, в расчете на сотни и тысячи
часов работы. А ракетные — всего на несколько минут. Поскольку «жить» им недолго,
их заставляют работать с огромной перегрузкой, на износ. Пламя в них бушует так
сильно, что они раскаляются добела. И если заставить их работать больше положенного,
стенки камер прогорят насквозь. Зато мощность ракетные двигатели развивают
колоссальную.
Конечно, как
любой летательный аппарат, ракета должна быть управляемой. Для этого по бокам
у нее стоят маленькие добавочные реактивные двигатели. Вспомните, как
поворачивает гребец лодку, когда нет рулевого. Он начинает одним веслом грести
сильнее, чем другим. Чтобы повернуть ракету, в дополнение к основным
двигателям включают один из боковых. Этот край ракеты начинает «грести
сильнее», и она поворачивает.
Наша ракета
тоже постепенно поворачивает. Ведь взлетела она вертикально, прямо вверх, к
небу. А в космосе ей надо будет лететь параллельно земной поверхности, как
самолет. Только на гораздо большей высоте.
Управляют
ракетой в полете автоматы. Ракета слишком сложно устроена, на ней слишком
много разных приборов. Людям за всем не уследить. Особенно во время разгона.
Ведь мы заметили, как прижало нас к креслам, как потяжелели наши руки. Как
трудно стало даже шевелить головой. Это перегрузки от непрерывного увеличения
скорости.
Разгон
продолжается. Нам становится понятно, для чего ракета сделана составной. За
несколько минут в первой ступени выгорело все топливо. Зачем дальше тащить
пустые баки? Немедленно выбросить их, облегчить ракету! Все четыре части
первой ступени отстегиваются, отстают, падают на землю. Двигатели второй
ступени продолжают работать. Им разгонять ракету уже легче. Ведь она стала
намного меньше. Израсходовав топливо, отделяется и вторая ступень. Начинает работать
третья, с нашим кораблем в головной части.
Прошло минут
десять полета. Все это время мы ощущали глухой рев двигателей и подрагивание.
Как будто разбегались на самолете по взлетной полосе аэродрома.
Но вдруг
неожиданно все смолкло. Шум оборвался. Наступила полнейшая тишина.
Пропала
вибрация. Что произошло? Авария? Испортился двигатель? Самолет в таком
случае сразу начинает падать вниз. Что же нам теперь делать? Мы же разобьемся!
Успокойтесь!
Все идет нормально. Ракета не самолет. Просто она нас вывела на орбиту. А по
орбите можно лететь без мотора. Как будто кто-то катит нас по невидимым
рельсам. Теперь можно, не затрачивая ни капли топлива, беззвучно лететь
часами, сутками, неделями, даже годами.
Что же это
такое? Что такое орбита? Почему ракета не падает обратно на Землю?