Колеса передают весовую нагрузку остова трактора непосредственно на опорную поверхность. К ведущим колесам от двигателя подводится крутящий момент. При взаимодействии этих колес с опорной поверхностью вращательное движение колес преобразуется в поступательное движение трактора. Ведомые колеса под действием толкающего усилия остова преобразовывают поступательное движение своих осей во вращательное (качение колес). Как правило, ведомые колеса являются управляемыми, они поворачиваются относительно остова.
На большинстве колесных тракторов задние ведущие колеса большего размера, чем передние. Это вызвано большей нагрузкой на ведущие колеса (примерно 70...75 % от всей массы) тракторов с колесной формулой 4 х 2. На колесных тракторах 4x4 стремятся к более равномерному распределению массы трактора по колесам, в связи с чем размеры передних и задних колес многих таких тракторов (например, Т-150К, К-701) одинаковые.
Колесо (рисунок выше) состоит из двух основных частей:
внутренней жесткой и наружной упругой.
Жесткая часть колеса — это ступица 7, диск 2 и обод 3. На обод устанавливают упругую
пневматическую шину 4, во внутреннюю полость которой накачивают воздух.
Ступица 1 ведущего колеса трактора жестко крепится на
выступающих из остова концах полуосей. Такое крепление предусматривает
возможность сравнительно легкого изменения места крепления по длине полуоси. Ступица / (рис. б) управляемого колеса устанавливается
на двух конических подшипниках 9 на невращаю-щейся поворотной цапфе 7. Колесо
закрепляют на цапфе гайкой 10. Этой же гайкой и регулируют подшипники 9 колеса.
На дисках тракторных колес могут крепиться дополнительные
легкосъемные грузы 12 (рис. 109, а).
Ободы тракторных колес глубокие. Глубокий обод 3 (рис. 109, а) имеет высокую бортовую часть,
которая надежно удерживает пневматическую шину.
Пневматическая шина является упругой частью колеса. Она состоит из
камеры 7, ободной ленты 8 и покрышки (рис. а) или только из одной покрышки
(рис. ПО, б).
Камера выполняется из тонкой эластичной резины в виде
кольца круглого сечения. Воздух накачивается во внутреннюю полость камеры через
вентиль. При монтаже пневматической шины камера закладывается внутрь покрышки,
которая предохраняет камеру от механических повреждений.
|