В качестве топлива для карбюраторных
двигателей применяют бензин и керосин.
Топливо
для карбюраторных двигателей должно удовлетворять
следующим эксплуатационным требованиям: обладать хорошими карбюрационными
свойствами; иметь высокую удельную теплоту сгорания; не вызывать детонации при
работе двигателя на всех режимах; не приводить к отложениям смолы и нагара на
деталях двигателя; иметь хорошие антикоррозийные свойства, то есть не вызывать
коррозии металла при непосредственном контакте; сохранять свои свойства при
длительном хранении.
Карбюрационные свойства топлива зависят от его испаряемости, упругости
паров, скрытой теплоты парообразования, поверхностного натяжения и вязкости.
Хорошая испаряемость топлива позволяет в
процессе смесеобразования в двигателе получать однородную паровоздушную смесь,
способную к полному сгоранию. При недостаточной испаряемости топлива часть его
остается в капельно-жидком или пленочном состоянии, смесь получается неоднородной
и полностью не сгорает.
Испаряемость зависит от фракционного
состава топлива, который
и определяет способность топлива переходить из жидкого состояния в
газообразное. При фракционной разгонке топлива (ГОСТ 2177—66) определяются следующие
характерные точки: начало кипения, температура выкипания 10, 50 и 90 % топлива
и конец кипения. Начало кипения бензина должно быть не ниже 35°С, иначе интенсивное
испарение топлива приводит к образованию в топливопроводах паровых пузырьков и
газовых пробок, что ухудшает наполнение цилиндров двигателя.
Пусковые свойства двигателя тем лучше, чем
ниже температура выкипания 10 % топлива. Для пуска холодного двигателя при
температуре окружающего воздуха минус 20...25°С необходимо, чтобы температура
выкипания 10 % топлива была в пределах от 55 до 80°С.
Выкипание 50 % топлива должно происходить
для бензина при температуре не выше 145 РС и для керосина не выше
200 °С. Чем ниже температура выкипания 50 % топлива, тем лучше
испаряется оно, а следовательно, быстрее прогревается двигатель, имеет хорошую
приемистость и устойчиво работает под нагрузкой.
От температуры выкипания 90 % топлива до
конечной температуры его кипения происходит испарение тяжелых углеводородов.
Чем меньше содержится в топливе тяжелых, трудноиспаряющихся углеводородов, тем
полнее сгорает топливо.
Упругость паров топлива представляет собой
давление его насыщенных паров на стенки сосуда. При большом содержании
легкокипящих углеводородов топливо имеет высокую упругость паров. В процессе
смесеобразования такое топливо увеличивает паровую фазу И уменьшает жидкую.
Размер паровых пузырьков при этом увеличивается, а наполнение цилиндров
ухудшается.
Для летних автомобильных бензинов
допускается давление насыщенных паров не более 66,6 кПа, для зимних — от 66,6
до 93,3 кПа.
Удельная теплота сгорания горючей смеси — это количество теплоты, выделяемой при
сгорании горючей смеси в двигателе внутреннего сгорания. Она зависит от удель-ИОЙ
теплоты сгорания топлива и объема воздуха, входящих в состав горючей смеси:
чем выше концентрация топлива в составе горючей смеси, тем больше теплота сгорания
этой смеси.
Однако концентрация топлива в воздухе
ограничивается проделом воспламеняемости горючей смеси. Так, например, бензин
воспламеняется, если его концентрация и воздухе находится в пределах
1,7...5,4 % по объему, керосин — 2,4...6,0, этиловый спирт — 4...13,7, водород
— 9,4...66,5 %.
Удельная теплота сгорания некоторых
горючих смесей (кДж/кг) приведена ниже:
смесь I кг тракторного керосина и 14,5
кг воздуха....... 2767
смесь 1 кг автомобильного бензина и 14,8
кг воздуха..... 2780
смесь 1 кг
дизельного топлива и 14,4 кг воздуха........ 2771
Детонационная стойкость топлива — это свойство, характеризующее способность
топлива противостоять взрывоподобному сгоранию в цилиндрах двигателя.
Время сгорания топлива в цилиндре
двигателя, например, при частоте вращения коленчатого вала 2000 мин 1 составляет
всего 0,003...0,004 с. При этом фронт пламени распространяется со скоростью
примерно 20...35 м/с.
Однако при некоторых условиях (например,
перегрев двигателя, повышенная степень сжатия и др.) сгорание в двигателе
происходит в виде взрыва, при котором скорость распространения фронта пламени
достигает 1500... 2500 м/с. Это приводит к резкому возрастанию ударных нагрузок
на детали двигателя и к другим отрицательным явлениям.
В результате многократного отражения
детонационных волн от стенок камеры сгорания и цилиндра возникают звуки
вибрирующего металла.
Академики Н. А. Бах и Н. Н. Семенов
разработали перекисную теорию возникновения детонации, согласно которой
детонация возникает в результате образования и распада в последней фазе горения
топлива нестойких кислородосодержащих веществ — пероксидов. В результате
процессы окисления протекают активно и имеют цепной характер. При этом вместе с
образованием конечных продуктов окисления (воды, углекислого газа) восстанавливаются
нестойкие активные промежуточные соединения, которые затем распадаются,
выделяют теплоту и становятся новыми очагами реакций окисления.
Детонационную стойкость топлива оценивают
моторным методом. Сущность этого метода состоит в следующем. Подбирают смесь
эталонных топлив (нормальный гептан C7H16—детонационная стойкость принята за 0; изооктан С8Н18
— детонационная стойкость 100) и испытывают ее в одноцилиндровой установке типа
ИТ9-2 при стандартных условиях. Если при этом испытуемое топливо и подобранная
смесь гептана и изооктана имеют одинаковую интенсивность детонации, то
октановое число испытуемого топлива будет равно процентному (по объему) содержанию
изооктана в подобранной смеси.
Для повышения детонационной стойкости в
топливо добавляют так называемые антидетонаторы — вещества, которые в процессе
горения топлива задерживают накопление перекисей и тем самым предотвращают
возникновение детонации.
В качестве антидетонаторов применяют
этиловые жидкости, основным элементом которых является тетраэтилсвинец или
марганцевый антидетонатор. Антидетонатор добавляют в бензин в небольших
количествах (0,13... 0,79 г на 1 л).
Бензин с добавкой этиловой жидкости
называют этилированным; его окрашивают нейтральным красителем в красный или
синий цвет, предупреждающий о ядовитости топлива.
При работе с этилированным бензином нельзя
допускать попадания его на кожу, на слизистые оболочки или в легкие. Запрещается
применять этилированный бензин для мытья деталей и рук, засасывать бензин через
шланг ртом и т. п.
В топливе почти всегда имеются смолистые
смолообразующие вещества. Под действием кислорода воздуха, света и
повышенной температуры количество смолистых веществ в топливе увеличивается;
топливо приобретает темно-коричневую или желтую окраску; смолистые вещества
осаждаются в виде густых темных соединений. Топливо с повышенным содержанием
смол более склонно к детонации, не полностью сгорает, дает интенсивнее
нагарообразо-вание, обладает повышенными коррозионными свойствами.
Корродирующие свойства топлива зависят от содержания в нем минеральных
кислот или щелочей, органических кислот, сернистых соединений и воды.
Корродирующее действие топлива снижают за счет тщательной его очистки от
компонентов, вызывающих коррозию.
В соответствии с ГОСТ 2084—67 выпускается
пять марок автомобильного бензина: А-66, А-72, А-76, АИ-93, АИ-98.
Буква А маркировки означает, что бензин
автомобильный; И—октановое число бензина, определялось по исследовательскому
методу, то есть при режимах работы двигателя, соответствующих работе
автомобилей в городских условиях; цифры 66, 72 и др. означают октановое число
бензина.
Все виды автомобильного бензина, кроме
АИ-98, подразделяются на летние и зимние.
Низкооктановый
автомобильный бензин применяется как топливо для пусковых карбюраторных
двигателей на тракторах с
основными дизельными двигателями.
|