Дизельное топливо должно отвечать
определенным эксплуатационным требованиям. Вязкость дизельного топлива
должна быть такой, чтобы обеспечивалась нормальная работа топливной
аппаратуры, то есть бесперебойная прокачиваемость по топливным каналам,
тщательное распыление при впрыске, хорошее смесеобразование. Сгорание топлива должно быть полным. От этого зависит легкость запуска
дизеля и мягкость его работы. Топливо не должно давать повышенного
нагарообразования, так
как это может привести к нарушению работы топливной аппаратуры и механизмов
двигателя (закоксовыванию форсунки, зависанию иглы распылителя, отложениям
нагара на кольцах, поршнях, стенках камеры сгорания, клапанах). Кроме этого, дизельное топливо не
должно вызывать коррозии деталей топливной аппаратуры, топливопроводов и
резервуаров. Вязкость характеризуется сопротивлением частиц жидкости
их взаимному перемещению под действием внешней силы, то есть внутренним трением
между частицами. Различают динамическую, кинематическую и условную вязкость. Склонность дизельного топлива к
воспламенению оценивается
цетановым числом, которое определяется моторным методом на установке
ИТ9-3.
Вначале на установке подбирают такую степень сжатия, при которой
испытуемое топливо обеспечивает стандартный режим работы (впрыск топлива за
13° до в. м. т., самовоспламенение точно в в. м. т. ). Затем установку переводят
на работу на смеси цетана с α-метилнафталином. Состав этой смеси подбирают
таким образом, чтобы обеспечивалась эквивалентная работа установки на стандартном
режиме, но с ранее подобранной степенью сжатия. Процент содержания цетана в
эталонной смеси численно равняется цетановому числу испытуемого топлива. Чем выше цетановое число дизельного
топлива, тем оно более склонно к воспламенению. Допускается применение
дизельного топлива с цетановым числом от 40 до 50 единиц. Такое топливо
обеспечивает запуск холодного двигателя и мягкую работу под нагрузкой. Склонность топлива к нагарообразованию определяется его коксуемостью и
содержанием в нем фактических смол и лака. Коксуемость дизельного топлива
характеризует его способность давать углистый остаток в результате разложения и
испарения без доступа воздуха при температуре 700...800°С. Допустимая для дизельных топлив коксуемость
не должна превышать 0,05%. Коррозию топливных баков, топливной аппаратуры и деталей
двигателя вызывают содержащиеся в дизельном топливе кислоты, сернистые
соединения и вода. Наибольшую коррозию
вызывают сернистые соединения. Их содержание в дизельном топливе
колеблется от 0,2 до 1%. Наиболее эффективные меры борьбы с
сернистой корозией —
изготовление деталей двигателя, контактирующих с топливом, из
коррозийноустойчивых материалов (кислотоупорный и хромокремнистый чугун);
хромирование компрессионных колец и гильз цилиндров; применение антнсернистых
присадок, нейтрализующих сернистые соединения; подмешивание к воздуху,
поступающему в цилиндры двигателя, газообразного аммиака в количестве
0,1...0,16 % от всего топлива и др. Совершенно не допускается наличие в
топливе воды и механических примесей, водорастворимых кислот и щелочей. Дизельное топливо выпускают четырех сортов: арктическое
(ДА и А), зимнее (ДЗ и 3), летнее (ДЛ и Л) и специальное (ДС и С). Топливо, имеющее в маркировке букву Д, получают из малосернистой нефти,
остальные — из сернистой. Арктическое топливо применяется при температуре
окружающего воздуха ниже минус 30°С, зимнее — при температуре от 0° до —30°С,
летнее — при температуре выше 0°С.
|