Распределительный вал управляет
работой клапанов. Он состоит из кулачков 3 и опорных шеек 2 (рис. ниже).
Распределительный вал с шестернями двигателя СМД-60:
1 — отверстие для пульсирующей
подачи масла к деталям механизма газораспределения; 2 — опорные шейки; 3 — кулачки; 4 — шестерня распределительного вала; 5 — упорный фланец; 6 — канал для подачи масла к деталям
головки цилиндров; 7 — замковая шайба; 8 — болт; 9 — гайка; 10 - стопорная шайба; 11 — промежуточная шестерня; 12 — штифт.
В качестве подшипников распределительного вала используют
сталебаббитовые или алюминиевые втулки, реже подшипники качения. Осевые
перемещения распределительного вала (0,1...0,25 мм) чаще всего ограничиваются
регулировочным и упорным болтом или стопорной шайбой (фланцем) 5.
При однорядной компоновке цилиндров распределительный
вал, как правило, располагается в блок-картере сбоку от цилиндров, в V-образном
двигателе распределительный вал устанавливается в развале цилиндров (нижнее
расположение). В отдельных случаях распределительные валы размещают
непосредственно над клапанами (над коромыслами), благодаря чему упрощается
передача усилий от кулачков к клапанам (верхнее расположение).
Привод распределительного вала осуществляется от
шестерни на коленчатом валу через шестеренчатую цепную передачу или передачу с
помощью промежуточных валов.
Шестеренчатая передача наиболее
проста по устройству, отличается стабильностью в работе (износ шестерен мало
влияет на работу газораспределения). Применяется при нижнем расположении
распределительного вала.
Цепная передача применяется при верхнем расположении распределительного
вала. Износ и вытяжка цепей, приводящие к нарушениям работы газораспределения,
основные недостатки этого привода.
Чтобы обеспечить строго
согласованную работу механизмов газораспределения и кривошипно-шатунного, шестерни привода
распределительного вала при сборке устанавливают строго по меткам на их зубьях
и впадинах и картере распределительных шестерен.
Для изготовления распределительных валов применяют
углеродистые (40, 45) и легированные (15Х, 12ХНЗА, 15НМ) стали или легированный
чугун. Рабочие поверхности опорных шеек и кулачков подвергают поверхностной
закалке, после чего их шлифуют и полируют.
Как правило, каждый цилиндр двигателя имеет по одному
впускному и одному выпускному клапану. Таким образом, для привода клапанов
одного цилиндра на распределительном валу должно быть два кулачка, а общее
количество кулачков в два раза больше общего числа цилиндров двигателя. От
профиля кулачка зависят моменты открытия и закрытия клапана, а следовательно,
продолжительность открытого состояния клапана или фаза газораспределения. На
рисунке ниже показаны схема работы кулачка и теоретический график его перемещения
h в зависимости от угла поворота распределительного вала
ср.
Схема работы кулачка распределительного вала
Толкатель, поднимаясь вверх, вначале выбирает тепловой зазор в клапанах
h0. Затем усилие от толкателя начинает передаваться
клапану, и.он открывается. Когда
кулачок поворачивается от положения начала подъема толкателя на угол ф/2,
клапан максимально открывается на hmax. Клапан находится в открытом
состоянии до тех пор, пока кулачок удерживает толкатель на высоте, превышающей
значение теплового зазора h0. Таким образом, фаза начинается в
точке а и заканчивается в точке a.
Действительный график h (ф) несколько отличается от
расчетного, так как детали механизма газораспределителя изнашиваются и
контакты его передаточных деталей становятся более резкими.
Схема расположения кулачков на распределительном валу зависит от тактности двигателя, порядка работы его цилиндров и схемы размещения цилиндров в блоке. К основным передаточным деталям клапанного механизма газораспределения относятся толкатели, штанги и коромысла. Толкатель передает движение от кулачка распределительного вала к клапану непосредственно или через штату и коромысло. Наибольшее распространение получили щь линдрические и грибообразные толкатели (рис. ниже). Цилиндрические толкатели применяют в механизмах газораспределения с верхним расположением клапанов, грибообразные — преимущественно при нижнем расположении клапанов.
Толкатели: а — грибообразный; б— цилиндрический с плоской опорной поверхностью в — цилиндрический со сферической опорной поверхностью; 1 — направляющая поверхность; 2 — выточка; 3 — регулировочный болт; 4 — опорная поверхность; 5 — канал для отвода масла; 6 — сферическое углубление. В толкателях рабочими поверхностями являются нижняя торцевая (опорная) и боковая цилиндрическая (направляющая) поверхности. Опорная поверхность толкателя воспринимает дапрение кулачка, а направляющая — боковое усилие и силу сопротивления вращению. Она может быть плоской п.щ сферической (R = 750...1000 мм). Для повышения износостойкости ее наплавляют легированным чугуном и подвергают термической обработке, после чего шлифуют и полируют. Цилиндрическую поверхность (направляющую часть) толкателя термически обрабатывают, шлифуют и полируют. Грибообразные толкатели для механизма газораспределения с нижним расположением клапанов имеют болты с контргайками, которые ввертываются сверху в торец и предназначены для регулировки теплового зазора в клапанах. Иногда такие толкатели оборудуют гидравлическим устройством для автоматического регулирования теплового зазора. Цилиндрические толкатели полые, в них входят шаровые наконечники штанг. Для смазки такого толкателя на нем имеется сверление 5, по которому масло вытекает на трущиеся поверхности. Толкатели устанавливают в цилиндрические расточки блок-картера таким образом, чтобы при взаимодействии с кулачками они проворачивались. Это достигается смещением толкателя относительно середины кулачка (рис. ниже, а и б) или взаимодействием сферической опорной поверхности толкателя с конической поверхностью кулачка (рис. ниже, в).
Устройство клапанного узла
а — клапан; б — формы головок клапанов (плоская, тюльпанообразная. выпуклая); в — способы крепления пружин на клапанах; 1 — стержень; 2 — головка; 3 — заглушка; 4 — жаропрочная наплавка головки; 5 — металлический натрии; 6 — выточка для предохранительного кольца; 7 — хвостовик; 8 — опорная шайба пружины; 9 — конические сухарики; 10 — цилиндрические сухарики; 11 — конический хвостовик; 12 — коническая втулка.
Для изготовления толкателей применяют сталь или чугун. Штанги передают усилия от толкателей к коромыслам. Стержень штанги изготовляют трубчатого сечения из стали или дюралюминия. Наконечники штанг стальные. Коромысла воспринимают усилия от штанг и используют эти усилия для открытия клапанов. Коромысло представляет собой двухплечий рычаг с соотношением плеч 1,3... 1,5. Такое соотношение плеч коромысла позволяет при сравнительно небольшом ходе толкателя обеспечивать необходимое перемещение клапана при его открытии. Короткое плечо коромысла имеет регулировочный болт 13 с контргайкой 14. Длинное плечо заканчивается бойком, ударяющим при работе в стержень клапана. В средней части коромысло имеет отверстие с запрессованной бронзовой втулкой (редко с подшипником качения). Коромысла устанавливают на полых осях, закрепленных в специальных стойках на головке цилиндров. Для подвода смазки к передаточным деталям используются полые оси и каналы в коромыслах. Коромысла изготовляют из стали или ковкого чугуна. Боек коромысла подвергают закалке, затем шлифуют и полируют. Читать далее: Клапанная группа деталей
|