Смесеобразование в дизелях протекает
внутри цилиндров двигателя за очень короткие промежутки времени, исчисляемые
тысячными долями секунды. Для получения однородной смеси
тонкораспыленного топлива (частички диаметром 0,002...0,003 мм) с достаточным
количеством воздуха в дизелях применяют ряд специальных конструктивных и
эксплуатационных мер.
В связи с кратковременностью процесса
смесеобразования в дизеле и необходимостью получения весьма однородной смеси
в цилиндры дизеля поступает значительно больше воздуха, чем это теоретически
необходимо (а = 1,2... 1,7). Только при таких условиях каждая частичка
топлива имеет вокруг себя необходимое для полного сгорания количество
кислорода. Наилучшее наполнение цилиндров очищенным
воздухом достигается снижением сопротивления воздухоочистителя и впускных
каналов, применением специальных турбокомпрессоров (турбонаддув), оптимальным
выбором продолжительности фазы впуска. Достаточное количество воздуха в цилиндре итонкое распыливание топлива
являются необходимыми, но недостаточными условиями для получения однородной
смеси, полностью сгорающей в цилиндре. Важный фактор, способствующий
приготовлению однородной смеси, — образование интенсивных воздушных потоков в
камере сгорания. Показатели работы
дизеля зависят не только от качества смесеобразования, но иот полноты и своевременности
сгорания впрыскиваемого топлива. Подача топлива в цилиндры дизеля должна
происходить снекоторым опережением (доприхода поршня в в. м. т.).В этом случае топливо успевает до воспламенения частично испариться
итщательно перемешаться
с воздухом, а образовавшаяся при
этомсмесь сгорает
достаточно полно и даетмаксимальное
давление газовсразу же после перехода поршнем в. м. т. Камеры сгорания дизельных двигателей
бывают неразделенного и разделенного типа.
Рис. 44. Камеры сгорания дизельных двигателей: а, б и в — неразделенные камеры сгорания в днище поршня; г — разделенная
вихревая камера; д — разделенная камера
(предкамера); 1 — форсунка; 2 — камера сгорания; 3 — соединительный канал; 4 — полость цилиндра; 5 — вихревая камера; 6 — предкамера.
сравнительно легкий пуск (теплота
сжимаемого воздуха меньше теряется через стенки камеры сгорания) и высокая
топливная экономичность. Дизельные двигатели с неразделенными
камерами сгорания могут иметь объемное или пленочное смесеобразование.
Объемное смесеобразование характеризуется равномерным распределением
тонкораспыленного топлива по объему камеры сгорания. Дизели с неразделенными камерами сгорания
и объемным смесеобразованием требуют более высокого давления впрыска (от
15...30 и до 150 МПа) для лучшего распыления топлива в условиях ограниченного
завихрения воздуха в камере сгорания и применения топлива повышенного качества.
Кроме того, эти дизели отличаются жесткой работой: нарастание давления в
процессе сгорания у них составляет 0.6...1 МПа на 1° поворота коленчатого вала.
Применяют два основных типа разделенных
камер сгорания: с вихревыми камерами и с предкамерами. Камера сгорания с вихревой камерой (рис.
44, г) состоит из сферической полости 5 (вихревая камера) и
полости 4, ограничиваемой поверхностями днища поршня с выемкой и головки
цилиндров. В полость вихревой камеры входит распылитель форсунки 1.
Соединительным каналом 3 полости 5 и 4 связаны между
собой. Объем вихревой камеры составляет примерно 60...70 % от всего объема камеры сгорания. При такте сжатия воздух из цилиндра через
соединительный канал 3 поступает в полость 5. В дизелях с предкамерами (рис. 44, д)
смесеобразование протекает так. При сжатии воздух из цилиндра через соединительный
канал 3 сильной струей поступает в предкамеру 6, объем которой
составляет 0,25...0,40 объема камеры сгорания. Во встречный воздушный поток
через форсунки впрыскивается топливо. Образовавшаяся смесь воспламеняется и
вследствие повышенного в предкамере давления начинает поступать в цилиндр со
скоростью 200... 300 м/с, интенсивно перемешиваясь и увеличивая давление газов
на поршень. Основные преимущества дизелей с
разделенными камерами сгорания: качественное смесеобразование при
умеренном давлении впрыска топлива (11...13 МПа) за счет интенсивного завихрения
воздуха и смеси; сравнительно плавное нарастание давления на поршень (0,2...0,3
МПа на 1° поворота коленчатого вала) вследствие дросселирования газов через
соединительный канал 3.
Рис. 45. Схема работы турбокомпрессора: 1
-выпускной канал; 2 — колесо турбины; 3 — вал; колесо компрессора; 4 – колесо
компрессора; 5 — воздушный
канал.
Как уже отмечалось, для улучшения наполнения
цилиндров дизеля свежим зарядом воздуха применяют турбонаддув. Турбокомпрессор,
схема которого показана на рисунке 45, связан с выпускным 1 и впускным 5 каналами
двигателя. Отработавшие газы (ОГ), выходя из
цилиндра в атмосферу, имеют значительную энергию, которая обычно остается
неиспользованной. Здесь же выходящие газы сначала попадают на лопатки
турбинного колеса 2 и вращают его с частотой 30- 103...50- 103
мин-1. Вращение от турбинного колеса через вал 3 передается
на колесо 4 компрессора. Засасываемый компрессором воздух (В) нагнетается
затем под давлением 0,13...0,15 МПа в цилиндры дизеля. Повышение наполнения цилиндров воздухом
позволяет подавать и сжигать в них большее количество топлива. За счет этого
мощность двигателя повышается на 25...30 %. Вместе с этим применение
турбонаддува увеличивает тепловую и механическую напряженность дета лей
кривошипно-шатунного механизма.
|