Поршень с кольцами, пальцем и
деталями крепления пальца составляет поршневую группу.
Поршневая группа вместе с цилиндром и камерой сгорания
образует переменный объем, в котором протекает рабочий процесс двигателя.
Поршень с уплотнительными кольцами обеспечивает герметичность переменного
объема, а также воспринимает и передает шатуну давление газов. У двухтактных
двигателей поршень, кроме того, открывает и закрывает окна газораспределения.
Как уже отмечалось, поршни работают в условиях высоких
температур, больших давлений и непрерывно меняющихся скоростей движения.
Поступление смазки на трущиеся поверхности поршня, особенно в его верхней
части, весьма ограниченно. Принудительный отвод теплоты от движущегося поршня
затруднителен.
Учитывая условия работы, к поршням предъявляются следующие требования: 1. Прочность и жесткость при минимально возможной массе. 2. Обеспечение герметичности внутри цилиндрового пространства двинателя. 3. Небольшие потери на трение
4. минимальное проникновение масла из картера в цилиндр;
5. невосприимчивость к нагреву,
но хороший отвод теплоты.
Поршень (рис. 12) имеет днище
3, уплотняющую часть С поршневыми кольцами 1 и направляющую часть (юбку) 7.
Примерно в средней части поршня (в зоне юбки) имеются бобышки 6 с отверстиями
для поршневого пальца 5 и его стопорных колец 8.
Материалом для изготовления поршней служат алюминиевые и магниевые сплавы, серый,
легированный и ков-кий чугун, а также стиль.
Поршень, соприкасаясь в процессе работы с горячими газами и, как правило, не имея
принудительного охлаждения, сильно
нагревается: днище до 200...400 °С, юбка до 100.... 150 °С. Вследствие
разной степени нагрева и расширения поршня и цилиндра (имеет принудительное
охлаждение) зазор между ними изменяется от максимального при запуске холодного
двигателя до минимального при работе горячего двигателя с полной нагрузкой. Для нормальной работы двигателя между поршнем и
цилиндром должен быть минимальный зазор (0,1...0,3 мм), однако при этом должно
обеспечиваться свободное движение поршня в цилиндре и наличие масляной пленки
для уменьшения трения и лучшего уплотнения в сопряжении поршень — цилиндр.
Чтобы исключить так называемое заклинивание (остановку)
поршня в цилиндре при работе двигателя, поршни делают конусными по высоте,
эллиптического сечения, с неравномерным распределением массы металла в стенках.
Конусность поршня по длине юбки и по высоте головки
делают для избежания заклинивания поршня при расширении его наиболее нагретой
верхней части.
Эллиптическая форма юбки (рис. 13) с большей осью в
направлении действия нормальной силы N, прижимающей поршень к
цилиндру, обеспечивает работу поршня в непрогретом двигателе без стуков и
перекосов. По мере прогрева двигателя расширение поршня наиболее интенсивно
происходит вдоль оси поршневого пальца, где сосредоточена значительная масса
металла в виде бобышек. При этом поперечное сечение поршня из эллиптического
приближается к круговому.
Поршень с эллиптической формой юбки передаст боковое усилие N на цилиндр только поверхностями,
ограничиваемыми секторами.
На многих карбюраторных и
дизельных двигателях юбка поршня со стороны бобышек имеет вырез для прохода
противовесов коленчатого вала. Вырезы также облегчают поршень, однако не
снижают его прочности в плоскости действия нормальной силы N.
Днище поршня может быть
вогнутым, плоским, выпуклым или фасонным.
Плоские днища (рис. 14, а) просты в технологическом
отношении, имеют наименьшую площадь соприкосновения с горячими газами,
вследствие чего воспринимают наименьшее количество теплоты.
Вогнутые днища (рис. 14, б) придают камере сгорания форму, близкую к наивыгоднейшей
сферической, однако ( inn обетвуют повышенному
нагарообразованию и вследствие этого в карбюраторных двигателях почти не применяются.
Выпуклые днища (рис. 14, в) применяют в основном в пусковых карбюраторных двухтактных двигателях. Они
СВОДЯ! к минимуму нагарообразование (масло стекает • выпуклого днища) и способствуют разделению потоков свежего заряда и отработавших газов при продувке.
Фасонная днища особенно широко применяют
в дизельных двигателях. На рисунке показаны днища с частью камеры сгорания (неглубокая сферическая выемка) или с почти полной камерон сгорания
(рис. 14, д). Форма фшеонмого днища зависит от способа смесеобразования в дизеле, расположения клапанов и форсунки.
Boгнутые, выпуклые и фасонные камеры
сгорания имеют увеличенную площадь контакта с горячими газами и воспринимают
повышенное количество теплоты, что снижает эффективность использования теплоты в двигателе и повышает тепловую напряженность работы поршней.
|