Процесс сгорания топлива — это
процесс его окисления. Для горения топлива в цилиндрах двигателя используется
кислород, содержащийся в атмосферном воздухе. Наиболее полно сгорает топливо в
том случае, если оно раздробляется на мельчайшие частички (испаряется) и
тщательно перемешивается с достаточным количеством воздуха.
Смесь топлива с воздухом, как уже
отмечалось, называется горючей смесью. В цилиндрах к горючей смеси примешиваются
отработавшие газы (примерно 6...18 %) и получается рабочая смесь, на которой
фактически работает двигатель.
Состав горючей смеси определяется
соотношением массового количества топлива и воздуха. Зная массовую концентрацию
кислорода в воздухе (около 23%), можно рассчитать количество воздуха,
необходимое для сгорания определенной массы топлива известного химического состава.
Так, например, для полного сгорания 1 кг бензина необходимо около 15 кг
воздуха.
Смесь, в которой на 1 кг топлива
приходится теоретически необходимое (расчетное) количество воздуха L0, называется нормальной.
Фактически в цилиндр поступает действительное
количество воздуха Ls на каждый 1 кг топлива. Отношение действительного
количества воздуха к теоретическому называется коэффициентом избытка
воздуха:
Коэффициент избытка воздуха для
карбюраторных двигателей (бензин, керосин) находится в пределах 0,85...1,15,
для дизельных двигателей — 1,2... 1,7.
Нормальная горючая смесь характеризуется
тем, что у нее действительное содержание воздуха равно теоретически
необходимому, то есть LД = L0, и коэффициент избытка воздуха равен единице (α = 1).
При недостатке воздуха в горючей смеси, а
следовательно, избытке топлива смесь называется обогащенной и богатой, при
избытке воздуха — обедненной и бедной.
Так, горючие смеси карбюраторных
двигателей характеризуются такими значениями коэффициента избытка воздуха:
нормальная —а'= 1, обогащенная —а = 0,85... 1,0, богатая —а &с
0,85, обедненная —а = 1,0... 1,15, бедная — а > 1,15.
С обогащением горючей смеси увеличивается
расход топлива и растет мощность, развиваемая двигателем. Обогащенная горючая
смесь по сравнению с нормальной имеет более низкую температуру воспламенения и
более высокую удельную теплоту сгорания. Поэтому она применяется при запуске и
при работе двигателя с полной нагрузкой,
Обеднение смеси приводит к снижению
удельной теплоты ее сгорания, а следовательно, и к уменьшению мощности
двигателя. При этом снижается также и расход топлива. Наиболее эффективна
работа двигателя на обедненной смеси при неполной нагрузке, в этом случае
двигатель работает с высокой топливной экономичностью.
Состав смеси
оказывает большое влияние на скорость сгорания горючей смеси в цилиндрах.
Наиболее интенсивно горение развивается в условиях небольшого обогащения смеси.
Медленное же горение смеси приводит к ее догоранию при такте расширения. Это
ухудшает использование теплоты в двигателе, снижает давление газов и мощность,
увеличивает расход топлива и приводит к перегреву двигателя.
|