Рис. 1. Схемы питания двигателей:
а — дизельного; 1 — топливный баи; 2 —
фильтр-отстойник; 3 — подкачивающий насос; 4 — фильтр грубой
очистки; 5 — фильтр тонкой очистки; 6 — топливный насос; 7 — воздухоочиститель;
S — впускной трубопровод; 9 — форсунки;
10 — выпускной трубопровод; 11 — выпускная труба; б — карбюраторного: 1
— топливный бак; 2 — фильтр-отстойник; 3 — бензонасос; 4 — воздушный
фильтр; 5 — карбюратор: 6 — впускной трубопровод; 7 — выпускной
трубопровод; S — глушитель.
На рисунке 1, а показана схема
питания дизельного двигателя. При такте всасывания разрежение от цилиндра через
открытый впускной клапан передается к воздухоочистителю 7. Атмосферный воздух
засасывается в воздухоочиститель, очищается, затем через всасывающий трубопровод
8 и открытый впускной клапан поступает в цилиндр.
Фильтр-отстойник 2 предотвращает попадание
в помпу 3 примесей, которые могут нарушить ее нормальную работу или
привести к интенсивному износу.
Фильтры грубой 4 и тонкой 5 очистки
очищают топливо от примесей перед поступлением в топливный насос 6 дизеля.
Топливный насос 6 подает очищенное топливо в строго определенные моменты
под большим давлением (12,5...17,5 МПа) к форсункам 9, которые вводят
поданные от насоса порции топлива в цилиндры в тонкораспыленном виде.
Отработавшие газы выводятся из цилиндров
по выпускным трубопроводам 10 и выбрасываются в атмосферу через
выпускную трубу 11.
Схема
питания карбюраторного двигателя представлена на рисунке 1, б. Топливо из топливного бака
1 отсасывается бензонасосом 3 и подается к карбюратору 5. При
этом топливо проходит через фильтр 2, очищается и тем самым облегчает
условия работы бензонасоса и карбюратора.
При движении поршня к н. м. т. в цилиндре
создается разрежение, которое затем распространяется через открытый впускной
клапан и впускные трубопроводы 6 к карбюратору 5 и воздушному
фильтру 4. Вследствие перепада давлений атмосферного и внутри цилиндра
воздух из атмосферы с большой скоростью (до 100 м/с и выше) устремляется в
воздушный фильтр и карбюратор. В воздушном фильтре происходит очистка воздуха.
Далее очищенный воздух попадает в карбюратор, где, встречаясь с топливом,
образует горючую смесь. Последняя, проходя по всасывающим трубопроводам 6, подогревается
и еще более тщательно перемешивается.
При этом топливо переходит в парообразное
состояние.
В цилиндре топливовоздушная смесь сгорает,
образовавшиеся газы выполняют полезную работу, давят на днище Поршня, затем
под действием остаточного давления выбрасываются в атмосферу через открытый
выпускной клапан, выпускные трубопроводы 7 и глушитель 8.
Сравнивая системы
питания карбюраторного и дизельного двигателей, можно отметить такие их
особенности.
Смесеобразование
в карбюраторном двигателе развивается сравнительно медленно, в течение тактов
впуска и сжатия, в дизеле — очень быстро, практически на протяжении разового
впрыска топлива в цилиндр. Для получения качественной рабочей смеси в дизеле
применяют специальную топливную аппаратуру, рассчитанную на давление от 12,5 до
60 МПа и более. В связи с этим на дизелях очистке топлива от механических
примесей уделяется особое внимание (двойная или тройная фильтрация с удалением
из топлива частиц размером не менее 2 мкм).
|